Выбор структуры видов и форм ТОиР
При формировании режимов ТОиР изделий необходимо увязывать эти режимы со структурой видов и форм ТОиР ВС в целом, поскольку потребность в ТОиР отдельных изделий может появиться в любой произвольный момент эксплуатации ВС, а плановый принцип организации выполнения ТОиР требует группировки отдельных работ в локальные формы и виды ТОиР, назначаемые к выполнению по условиям эксплуатации, наработке, календарному сроку и т. д. Структуру видов и форм ТОиР ВС следует рассматривать как заданное внешнее ограничение на режимы ТОиР изделий, входящих в состав ВС.
Выбор структуры видов и форм ТОиР ВС производится директивно, на основе положений раздела 4.1 и требований нормативных документов с учетом конструктивных особенностей и условий эксплуатации данного типа ВС при следующих ограничениях:
■ структура ТОиР должна соответствовать принятой для других типов ВС и оставаться неизменной на весь срок эксплуатации ВС данного типа;
■ назначение работ ТОиР к выполнению базируется на принципе планирования объемов работ по этапам процесса технической эксплуатации при отработке полного ресурса (срока службы) ВС в целом;
■ структура ТОиР должна обеспечивать корректировку объемов и периодичности выполнения отдельных работ ТОиР без изменения структуры ТОиР в целом для ВС;
■ структура ТОиР ВС должна обеспечивать применение всех методов эксплуатации и стратегий восстановления для входящих в состав ВС комплектующих и составных частей.
Для перспективных типов ВС ГА структура ТОиР задается директивно в ТЗ заказчика согласно требованиям документов. Для эксплуатирующихся типов ВС ГА структура ТОиР корректируется по согласованию заказчика и разработчика ВС в процессе выполнения исследований по совершенствованию системы ТОиР.
Формирование полного перечня возможных работ ТОиР по каждому изделию АТ производится в соответствии с положениями главы 2 по следующему алгоритму:
■ формирование перечня объектов ТОиР; формирование перечня возможных отказов и неисправностей; формирование перечней работ технологического обслуживания, контроля состояния, поддержания и восстановления надежности; формирование перечня вспомогательных работ, формирование полного перечня.
Перечень объектов ТОиР формируется на основе перечня изделий, агрегатов и деталей ВС по группам и категориям элементов Ех — Е4 и Gl-GA, выпол
ненного до уровня сменяемых конструктивных единиц. Каждому объекту ТОиР присваивается обозначение с указанием: группы и категории, принадлежности в ФС, зоны и места расположения на ВС.
Например:
обратный клапан 2509Т СКВ в люке у шп. 30-31 справа;
соединение обратного клапана 2509Т с трубопроводом СКВ в люке у шп. 30-31 справа.
Перечень отказов и неисправностей составляется по каждому объекту ТОиР на основе располагаемой статистической и экспериментальной информации, а также результатов экспертной оценки в порядке вероятностей появления видов отказов и неисправностей. Неисправности неконструктивных элементов G увязываются с конструктивными элементами, воздействием на которые они проявляются.
Каждому виду отказа и неисправности объекта ТОиР ставятся в соответствие работы по контролю состояния в следующей приоритетной последовательности выбора этих работ: визуальный контроль, контроль бортовыми средствами, контроль наземными средствами, контроль в лаборатории.
Каждой работе по контролю состояния ставится в соответствие целевая работа по поддержанию и восстановлению надежности изделия, устраняющая причины или последствия появления данного вида контролируемого отказа или неисправности.
Перечень работ технологического обслуживания составляют по обслуживаемым объектам ТОиР согласно классификации объектов и работ, приведенных в разделах 2.1 и 2.2.
Перечень вспомогательных работ составляют на основе перечней целевых работ и технологий их выполнения с учетом состава применяемых средств и оборудования.
Полный перечень возможных работ полностью характеризуется указанными перечнями целевых и вспомогательных работ. Оформление полного перечня целесообразно выполнять в виде бланков-карт на изделия (рис. 5.8). По каждой работе полного перечня определяют трудоемкость и продолжительность ее выполнения посредством экспертных оценок, хронометражом на натурном объекте или моделированием натурного объекта при следующих условиях:
■ продолжительность работы, выполняемой более чем одним исполнителем,
оценивается по продолжительности наиболее загруженного исполнителя;
■ трудоемкость выполнения работы оценивается пооперационно как сумма затрат времени каждым исполнителем;
16. Номер вида отказа |
17. Наименование работ |
18. Необходимая КПА, приспособления, инструмент |
19. Пе — риодич — ность |
20. Трудоемкость / продолжительность |
|||||
Собст венно кон троль |
Вспомога тельной работы |
Демон таж Мон таж |
Регулиро вка |
22. Применение на других самолетах |
|||||
Тип само лета |
Показа тель надеж ности |
15. Работы по осмотру и контролю состояния |
21. Показатели надежности |
23. Работы по технологическому обслуживанию |
28. Величины ресурсов |
31. Необходимая КПА, приспособления, инструмент |
32. Пе — риодич — ностъ |
33. Трудоемкость /продолжит. |
|||||
Собст венно работы |
Вспомо- |
Демонтаж |
|||||
і «цельной работы |
Монтаж |
||||||
Разработчик самолета |
Конструктор |
Разработчик изделия |
Конструктор |
||||
Утверждаю |
Утверждаю |
||||||
29. Работы по восстановлению состояния |
34. Дополнительные сведения |
Рис. 5.8. Бланк-карта изделия для выбора работ ТОиР |
■ для работ по восстановлению исправности по результатам контроля трудоемкость и продолжительность подсчитывается как сумма выполнения работы по контролю и соответствующей ей восстановительной работы, умноженной на вероятность ее выполнения;
■ трудоемкость и продолжительность выполнения вспомогательных работ учитывается раздельно по каждой целевой работе, независимо от технологической возможности объединения общей вспомогательной работы для нескольких целевых работ.
Выбор методов эксплуатации и стратегий восстановления изделий производится на основе положений разделов 5.1 и 5.2 при следующей исходной информации:
■ результаты расчетов схемной надежности систем;
■ статистика видов отказов изделий на этапах разработки, испытаний и эксплуатации;
■ бланк-карта на изделие;
■ перечень функциональных параметров, контролируемых бортовыми средствами контроля, индикации и регистрации;
■ характеристики безотказности изделий в зависимости от наработки и условий эксплуатации;
■ минимальный перечень исправного оборудования, необходимого для отправки ВС в рейс (MMEL);
■ перечень отказов и неисправностей, с которыми разрешена эксплуатация до очередной формы ТО (или Р);
■ доказательная документация по сертификации ВС.
Выбор метода эксплуатации изделия по необходимому условию выполняется логическим анализом для каждого вида отказа изделия по схеме (см. рис. 5.2) экспертным путем. При проведении анализа устанавливаются следующие ограничения:
■ характеристики безотказности изделий рассчитываются для типовых условий эксплуатации;
■ вероятность обнаружения отказа или неисправности изделия экипажем при выполнении обычных действий должна соответствовать эргономическим требованиям к индикации и распознаванию показаний приборов. В противном случае следует считать, что отказ или неисправность не обнаруживаются экипажем;
■ дополнительными средствами контроля следует считать серийно изготовляемые приборы и комплексы, а возможностью их включения в состав штатной ЮТА — включение в одиночный или групповой комплект согласно ТУ на поставку или наличие этих средств на других эксплуатирующихся типах ВС в предприятиях ГА;
■ оценка влияния отказа изделия на безопасность полета проводится раздельно по этапам полета;
■ определение вида особой ситуации по классификации НЛГ, к которой приводит данный вид отказа изделия, определяется экспертным путем или по результатам сертификации ВС и анализа отказобезопасности систем и оборудования. Если вид особой ситуации однозначно не определен или различные виды отказа изделия приводят к различным ситуациям, предпочтение отдается более опасной ситуации.
Достаточное условие для выбора метода эксплуатации изделия определяется по критериям эффективности (раздел 5.1).
Выбор стратегии восстановления изделия по положениям (раздел 5.2) проводится на основе перечней работ по контролю и поддержанию состояния, их трудоемкости и продолжительности выполнения с использованием информации, использованной при выборе метода эксплуатации по одному из показателей эффективности стратегий восстановления:
■ удельной трудоемкости;
■ коэффициенту готовности.
Эффективность стратегий восстановления определяется наилучшими значениями принятого показателя при сравнении различных стратегий.
Выбор стратегий восстановления производится при следующих условиях:
■ структура ТОиР задана;
■ условия поддержания и восстановления надежности изделий определены;
■ нормативные значения и предельные состояния изделий установлены;
■ периодичность выполнения целевых работ для всех стратегий восстановления одинакова.
Определение объемов плановых работ ТОиР для ВС в целом производится отбором из полного перечня работ технологического обслуживания и работ по контролю и поддержанию состояния, инцидентных только выбранным методам эксплуатации и стратегиям восстановления.
Определение периодичности выполнения каждой работы ТОиР производится в соответствии с положениями раздела 5.3.
Размещение работ по формам ТОиР производится для принятой структуры видов и форм ТОиР по выбранному критерию оптимизации согласно положениям раздела 5.4. В формы ТОиР включают только плановые работы.
Плановые работы технологического обслуживания формируются из соответствующего перечня работ ТОиР согласно принятым условиям эксплуатации ВС по логической схеме (рис. 5.9).
Плановые работы по контролю состояния формируются из соответствующего перечня работ ТОиР по логической схеме (рис. 5.10).
Плановые работы по поддержанию и восстановлению надежности полностью определяются стратегией восстановления и перечнем отказов и неисправностей и формируются при следующих условиях:
■ работы по восстановлению исправности изделий, снятых с ВС по отказу, являются внеплановыми;
■ работы по устранению конструктивных и производственных недостатков изделий являются внеплановыми;
■ работы по модернизации изделий являются внеплановыми.
Плановые работы ТОиР размещаются по формам ТОиР согласно их периодичности и условиям эксплуатации ВС и вносятся в соответствующие эксплуатационные и ремонтные документы.
Адаптация режимов ТОиР производится в реальных условиях эксплуатации ВС и производственной деятельности авиапредприятий с целью внесения необходимых поправок на заданные ограничения к организации, планированию и технологии выполнения работ ТОиР. Адаптация режимов ТОиР производится, как правило, на основе конкретной программы эксплуатационной проверки.
Изложенные положения методических рекомендаций базируются на практической методике, прошедшей апробацию и рекомендованной к применению в отрасли ГА.